Часто задаваемые вопросы в сфере градостроительства
1. Разъяснения о возможности, в соответствии с действующим законодательством, подготовки и выдачи градостроительного плана земельного участка с категорией «земли сельскохозяйственного назначения» для проектирования и строительства в дальнейшем объектов не связанных с сельхозпроизводством (например, автозаправочной станции, магазина и пр.).
В соответствии со статьей 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации, градостроительный план земельного участка является основанием для проектирования и строительства объектов капитального строительства.
Согласно нормам статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться только для целей, связанных с ведением сельскохозяйственного производства. При этом согласно части 2 статьи 78 ЗК РФ, без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий, на таких землях возможно осуществление строительства только определенных категорий линейных объектов при наличии условий, установленных в этой статье ЗК РФ.
В связи с вышеизложенным, по мнению департамента, выдача градостроительного плана в отношении земельных участков для строительства в дальнейшем автозаправочной станции, магазинов и прочих подобных объектов, возможно только после изменения категории такого земельного участка с «земли сельскохозяйственного назначения» на «промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения».
2. О разъяснении правомерности отказов администраций муниципальных образований края в продлении разрешений на строительство.
В соответствии с частью 20 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), срок действия разрешения на строительство может быть продлен уполномоченным органом, выдавшим разрешение на строительство, по заявлению застройщика, поданному не менее чем за шестьдесят дней до истечения срока действия такого разрешения.
Вместе с тем, в продлении срока действия разрешения на строительство должно быть отказано в случае, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства не начаты до истечения срока подачи такого заявления, что является единственным основанием для отказа уполномоченным органом в продлении разрешения на строительство объекта в соответствии с нормами части 20 статьи 51 ГрК РФ.
3. По вопросу определения органа, уполномоченного на выдачу разрешения на строительство указанного в обращении объекта, департамент сообщает следующее.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 21 июля 1997 года №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», к гидротехническим сооружениям относятся в том числе сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек, сооружения (дамбы), устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод.
Классы гидротехнических сооружения определяются в соответствии с «СП 58.13330.2012. Свод правил. Гидротехнические сооружения. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 33-01-2003», утвержденными приказом Министерства регионального развития РФ от 29 декабря 2011 года №623.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 48.1 ГрК РФ, гидротехнические сооружения первого и второго классов, устанавливаемые в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений, относятся к особо опасным и технически сложным объектам.
Согласно пункту 4 части 5 статьи 51 Кодекса, в случае осуществления строительства, реконструкции гидротехнических сооружений первого и второго классов, разрешение на строительство выдается уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, которым, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 09 февраля 2012 года №110 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на выдачу разрешений на строительство и разрешений на ввод в эксплуатацию отдельных объектов морского и внутреннего водного транспорта», является Федеральное агентство морского и речного транспорта.
В случае если планируемое к строительству гидротехническое сооружение не относится к гидротехническим сооружениям первого или второго класса, разрешение на строительство может быть выдано уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 51 Кодекса, разрешение на строительство выдается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если строительство объекта капитального строительства планируется осуществлять на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов), и в случае реконструкции объекта капитального строительства, расположенного на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов).
Однако, при решении вопроса об органе, уполномоченном на выдачу разрешения на строительство гидротехнического сооружения, указанного в обращении, необходимо учитывать, что, согласно части 4 статьи 51 Кодекса, разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, если выдача разрешения не входит согласно действующему законодательству в компетенцию иных органов.
Кроме того, согласно пункту 3 части 6 статьи 51 ГрК РФ, орган местного самоуправления вправе также выдать разрешение на строительство в случае, если строительство объекта капитального строительства планируется осуществить на территориях двух и более поселений или на межселенной территории в границах муниципального района, и в случае реконструкции объекта капитального строительства, расположенного на территориях двух и более поселений или на межселенной территории в границах муниципального района.
Таким образом, если объект располагается в границах территории одного муниципального образования, то органом, уполномоченным на выдачу, и, соответственно, продление разрешений на строительство, может являться орган местного самоуправления по месту размещения указанного объекта.
В связи с вышеизложенным, департамент обращает внимание, что, в настоящее время, в связи с изменениями федерального и краевого законодательства в области организации местного самоуправления в Российской Федерации полномочия, установленные пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в том числе полномочия по выдаче разрешений на строительство, переданы органам местного самоуправления муниципальных районов Краснодарского края. Указанные правовые нормы вступили в законную силу с 1 января 2016 года.
Вместе с тем, в случае, если объект относится к гидротехническим сооружениям первого и второго классов, органом, уполномоченным на выдачу и продление разрешения на строительство, будет являться федеральный орган исполнительной власти.
4. О разъяснении наличия в действующем законодательстве правовых норм, устанавливающих возможность для органов местного самоуправления подготавливать указанные в пункте 3 статьи 40.1 Закона Краснодарского края от 5 ноября 2002 года №532-КЗ «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» заключения в отношении земельных участков, расположенных на территории соответствующего муниципального образования.
В соответствии со статьей 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), все сведения о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений содержатся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности (далее – ИСОГД).
ИСОГД содержит сведения обо всех застроенных или подлежащих застройке земельных участках на территории соответствующего муниципального образования.
Согласно правовым нормам статьи 57 ГрК РФ, ведение ИСОГД осуществляется органами местного самоуправления городских округов, органами местного самоуправления муниципальных районов. Органы местного самоуправления городских округов, органы местного самоуправления муниципальных районов обязаны предоставлять сведения ИСОГД по запросам органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц.
В связи с вышеизложенным, в соответствии с действующим законодательством о градостроительной деятельности, заключения, указанные в обращении, могут предоставляться органами архитектуры и градостроительства соответствующего муниципального образования в орган, уполномоченный на принятие решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, в рамках введения ИСОГД и в порядке межведомственного взаимодействия.
5. По вопросу определения в соответствии с действующим законодательством органа, уполномоченного на принятие решения о подготовке и утверждении документации по планировке территории в целях размещения линейного объекта на территориях двух субъектов Российской Федерации, а также разъяснения необходимости отображения указанного линейного объекта в схеме территориального планирования Краснодарского края.
В соответствии со статьей 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), для решения вопроса об органе, уполномоченном на принятие решений о подготовке и утверждении документации по планировке территории в отношении линейного объекта, сначала необходимо определить вид объекта, к которому относится планируемый к размещению линейный объект (объект федерального, регионального или местного значения).
Согласно нормам Федерального закона от 8 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон №257-ФЗ), мосты представляют собой искусственные дорожные сооружения и являются частью автомобильной дороги. В соответствии со статьей 5 Закона №257-ФЗ, автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на автомобильные дороги федерального значения, автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения, автомобильные дороги местного значения.
Автомобильные дороги федерального значения относятся к видам объектов федерального значения, подлежащим отображению на схемах территориального планирования Российской Федерации в области транспорта, перечень которых утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2012 года №162-р.
Согласно подпункту «г» пункта 2 статьи 14.1 Закона Краснодарского края от 21июля 2008 года №1540-КЗ «Градостроительный кодекс Краснодарского края» (далее – ГрК КК), автомобильные дороги регионального и межмуниципального значения относятся к видам объектов краевого значения, подлежащим отображению на схеме территориального планирования Краснодарского края.
Пунктом 2 статьи 23.1 ГрК КК установлено, что автомобильные дороги местного значения в границах городского и сельского поселения, городского округа относятся к видам объектов местного значения, подлежащих отображению в генеральных планах городских и сельских поселений, городских округов.
Таким образом, для определения органа, уполномоченного на принятие решений о подготовке и утверждении документации по планировке территории в отношении указанного в обращении линейного объекта, следует определить, к какому виду объектов он относится.
Следует отметить, что, согласно нормам главы 3 ГрК РФ, документы территориального планирования всех уровней содержат информацию как о планируемых к размещению объектах федерального значения, так и о планируемых к размещению объектах регионального и местного значения.
В связи с вышеизложенным вне зависимости от вида объектов, к которому указанный в обращении линейный объект будет отнесен, он может быть отображен на схеме территориального планирования Краснодарского края.
6. О некоторых вопросах, связанных с размещением на территории муниципальных образований вышек сотовой связи.
Статья 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам относит объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, объектом капитального строительства является здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Исходя из вышеизложенного, в действующем законодательстве под объектом капитального строительства понимается объект недвижимости, перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно.
Согласно части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство.
Вышки сотовой связи (сборно-разборные антенные опоры, металлические мачты и/или башни сотовой, радиорелейной связи), установленные на капитальном фундаменте и крепящиеся посредством болтового соединения, могут быть разобраны без ущерба их назначению. Вместе с тем их фундамент остается прочно связанным с землей и не может быть перемещен без несоразмерного ущерба его назначению.
Такие сооружения можно отнести к недвижимым вещам, которые подлежат государственной регистрации и при строительстве которых необходимо получение разрешения на строительство.
При этом документом, который необходимо обязательно приложить к заявлению о выдаче разрешения на строительство, является градостроительный план земельного участка, в соответствии с частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.
Предоставление земельных участков для строительства допускается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии предполагаемого использования земельных участков санитарным правилам.
Также департамент сообщает, что письмом Роспотребнадзора от 15 апреля 2011 года №01/4310-1-32 «О выдаче санитарно-эпидемиологических заключений» определены виды проектной документации, на которую оформляются санитарно-эпидемиологические заключения, в том числе такие заключения оформляются на проекты на размещение источника электромагнитных излучений (ПРТО).
Поскольку к таким источникам можно отнести и вышки сотовой связи, департамент считает необходимым получение санитарно-эпидемиологического заключения на проектную документацию на такой объект.
Кроме того, в соответствии со статьей 52 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», а также статьей 10 Федерального закона от 7 июля 2003 года №126-ФЗ «О связи», для таких объектов должны быть установлены охранные зоны.
Дополнительно департамент сообщает, что, согласно нормам статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием.
Изменение вида разрешенного использования земельных участков осуществляется в соответствии со статьей 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
7. О разъяснении возможности в соответствии с действующим законодательством выдачи разрешения на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства одновременно на нескольких земельных участках и сообщает.
Форма разрешения на строительство, утвержденная приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 19 февраля 2015 года №117/пр, предназначена для выдачи разрешения на строительство в том числе и линейных объектов, особенность размещения которых состоит в том, что указанные объекты располагаются одновременно на нескольких земельных участках. Поэтому форма разрешения на строительства предусматривает возможность включения сведений о нескольких земельных участках, на которых будет размещен объект.
Следует отметить, что возможность размещения одновременно на нескольких земельных участках установлена нормами глав 5 и 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) только для линейных объектов, для получения разрешений на строительство которых необходима разработка и утверждение документации по планировке территории, учитывающей специфику их размещения.
Для объектов капитального строительства иных видов возможность одновременного размещения на нескольких земельных участках нормами ГрК РФ не установлена.
8. По вопросу правомочности выдачи разрешений на строительство (реконструкцию) объектов индивидуального жилищного строительства, планируемых к размещению на земельных участках в границах санитарно-защитных зон и сообщает.
В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), санитарно-защитные зоны, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся к зонам с особыми условиями использования территорий.
Согласно части 3 статьи 34 ГрК РФ, определяющей порядок установления территориальных зон в правилах землепользования и застройки, границы зон с особыми условиями использования территорий, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, могут не совпадать с границами территориальных зон. Таким образом, при установлении границ территориальных зон в правилах землепользования и застройки возможно наложение границ санитарно-защитных зон на иные территориальные зоны, но при условии, что границы санитарно-защитных зон установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5.1 раздела V Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 года №74, в санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также других территорий с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.
Также следует отметить, что, в соответствии со статьей 34 ГрК РФ, при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования.
В связи с вышеизложенным, департамент считает, что согласно нормам действующего законодательства, в случае наличия на территории муниципального образования санитарно-защитных зон, границы которых установлены в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, при установлении территориальных зон в правилах землепользования и застройки необходимо учитывать наличие правовых норм о запрете размещения в границах санитарно-защитных зон жилой застройки.
А в случае наложения границ санитарно-защитных зон на зоны жилой застройки, целесообразно произвести корректировку правил землепользования и застройки с учетом действующего законодательства.
Перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство, в том числе объектов индивидуального жилищного строительства, указан в части 13 статье 51 ГрК РФ.